asyan.org
добавить свой файл
1

Урок музыкального искусства

в 6 классе по программе «Мистецтво» Л. Масол

учителя музыкального и изобразительного искусства

АРИСТОВОЙ Т. И.


Тема: «Як тебе не любити, Києве мій!»

«Києве мій!» музыка И.Шамо, сл. Д. Луценко

«Ростовские звоны» - слушание «Величание» - слушание

Цель:

  • Углубить знания о культуре Киевской Руси,

  • познакомить с самобытным искусством - звонарством, музыкальными инструментами славян; закрепить понятие «а капелла»;

  • формировать вокально-хоровые навыки учащихся в работе над песней «Киеве мій!»: напевность, чистое интонирование, лиричность, умение передавать характер песни, формировать певческое дыхание;

  • развивать сознательное восприятие мира музыкального искусства в органической взаимосвязи с жизнью народа, его историей и традициями;

  • воспитывать уважительное отношение к людям, любовь к Родине;

  • формировать музыкальную культуру, прививать интерес к духовной музыке.

^ Тип урока: комбинированный

Оборудование:

грамзапись: «Ростовские звоны», «Величание» (Ленинградский камерный хор под управлением В. Нестерова), «Вечерний звон» русская народная песня, «Трио рожечников»; рисунки, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов времён Киевской Руси; Фотоальбом «Киев - столица Украины»; творческие работы учителя, учеников с изображением Успенского собора, церкви Покрова Пресвятой Богородицы с.Луганское

^ Ход урока

I. Организация познавательной деятельности учащихся.

Объявление темы и задач урока.

Сегодня мы продолжаем разговор о культуре Киевской Руси, о музыке в храмах. Познакомимся с самобытньм искусством - звонарством, с различными народными инструментами, разучим песню о столице нашего государства «Києве мій!»

^ II. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя

Слушая духовную музыку или рассматривая древнерусские иконы, мы не столько должны эстетически наслаждаться, сколько пытаться войти внутрь этой музыки, внутрь этой иконы или фрески, как и вовнутрь храма и там, из глубины, стараться вникнуть в душу произведения, в душу видимого нам и звучащего нам.

Но воду из колодца надо черпать, сама она не течет к нам в рот.

Так и живительная влага духовной культуры, духовного искусства, духовной музыки сама собой не придёт к нам. Лишь к отворившему мне...

Так давайте вновь сегодня с вами откроем дверь, ведущую нас в храм, где звучит музыка.


^ III. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя.

(Звучит фрагмент «Величание» в исполнении Ленинградского камерного хора (грамзапись)

- Это произведение вам знакомо, мы слушали его на прошлом уроке. Назовите его.

(Ответы детей)

Вопросы для обсуждения

  1. Что значит светская и духовная музыка?

  2. Каковы основные предпосылки возникновения церковного песнопения?Что означает «литургия»?

  3. Назовите традицию хорового пения в храмах Киевской Руси?

  4. Дайте определение понятию «а капелла». Что означает это слово в переводе с итальянского?

^ IV. Изучение нового материала.
Слово учителя.

Особые чувства возникали у любого путешественника, когда он приближался ко граду Киеву. На высоких холмах, над могучим Днепром поблескивали золотом сотни храмовых куполов. А в праздники Киев пел многоголосными переливами звонов.

^ И мощный звон промчался над землёю

И воздух весь, гудя, затрепетал,

Певучие серебряные громы

Сказали весть святого торжества.

А.Хомяков

(Звучит колокольный звон)

В православной церкви, где не использовались музыкальные инструменты, звонарство переросло в самобытное искусство.

С принятием христианства в Киевской Руси строились соборы, звонницы, где размещали колокола разного размера: самые большие колокола весили около 30т, а самые маленькие - 20кг. Каждый из них был настроен на звук определённой высоты.

Великолепной удачей мастеров считалось чистое звучание мажорного трезвучия (до, ми, соль). Чистозвучащим колокалам давали красивые имена, например «Лебедь», «Сысой», «Полиелей». А чуть фальшивящим: «Баран», «Козёл», «Голодарь», «Красный».

Литье колокола было делом очень трудным, на отливку одного только колокола уходило 2-3 года. Материалом для отливки была бронза.

Да и играть на колоколах не просто. Чего стоит раскачать многопудовые языки больших колоколов ?!

Существует два вида колокольного звона: благовест и трезвон. ^ Благовест - это монотонное звучание большого колокола. Трезвон - звучание больших и малых колоколов.

Первое назначение колокольного звона - это зазывание верующих в храм на службу. Чуть позднее церковный звон оповещал о важных моментах службы, создавая особый эмоциональный настрой.

Сейчас вы прослушаете колокольный звон Ростовской звонницы (Россия) По окончанию слушания ответьте на следующие вопросы:

1. Звучание каких колоколов вы услышали (больших, малых)? Назовите основные признаки отличия.

  1. Какое настроение передала данная музыка колоколов?

  2. Назовите церковный праздник, когда звонят во все колокола. Слушание музыки.

Звучит благовест и трезвон Ростовской звонницы (запись). Ответы детей на поставленные вопросы.

^ Слово учителя.

Колокольный звон. Он тревожит душу человека, создает радостное настроение, наводит тоску, печаль, предаёт уверенность.

Откуда такая сила и власть над человеком у музыки колоколов?

Восстанавливаются церкви, соборы... Может быть, и мы с вами познаем таинство колокольного звона? Надо только научиться слушать его. Как народная песня - это зеркало, душа народа, так и колокольный звон является глубинной частичкой души человека. Много песен существует о колокольном звоне, вот одна из них.

^ Звучит русская народная песня «Вечерний звон» (запись, 1 куплет).

Слово учителя.

Во времена Киевской Руси было немало музыкальных инструментов: волынка, окарины, кугиклы, трубы, гудки, рожки и т.д.

(Демонстрация рисунков с изображением народных инструментов).

Работа с учебником.

  • Откройте учебники «Мистецтво» на странице 180, найдите на фреске изображение инструментов. Какие из них напоминают вам современные музыкальные инструменты?

(Ответы детей)

  • Конечно же, на протяжении многих столетий народные инструменты приобретали новый облик, новое звучание.

^ Слушание музыки.

«Трио рожечников» (запись)

V. Хоровая работа

Слово учителя.

Музыка в храме - это голос человечества, обращенного к Космосу. Слияние голосов в унисон, богатая гармония, широкая напевность. Вы представьте себя певцами древнерусского церковного хора и исполните «Канон», который мы разучили с вами на прошлом уроке.

Исполнение: «Канон» музыка Н. Леонтовича

^ Слово учителя.

А теперь я познакомлю вас с новой песней о прекрасном городе, центре великой культуры, столице нашего государства городе Киеве - «Києве мій!» муз. И. Шамо, cл. Д. Луценко.

^ Исполнение песни учителем. Вопросы:

  1. Какой танцевальный жанр стал основой песни о Киеве?

  2. Попробуйте пояснить связь текста и мелодии. Обозначьте кульминацию в развитии мелодии песни.

(Ответы детей)

Беседа о Киеве.

  • Кто из вас, дети, были в Киеве?

  • Что вы можете сказать о нём?

(Высказывания детей)

Вокально-хоровая работа над песней «Киеве мій!»

Этапы работы:

  1. Работа над поэтическим текстом песни.

  2. Работа над формированием гласных, дикцией.

  3. Работа над формированием певческого дыхания.

  4. Работа над чистотой интонирования мелодии.

  5. Работа над передачей характера песни.

  6. - Хоровое исполнение песни.

VI. Итог урока.

Слово учителя.

  • Ребята, что нового вы сегодня узнали?

  • Какой момент работы вам больше всего понравился, запомнился и чем? (Ответы детей)




  • На следующем уроке мы продолжим работу над песней «Києве мій!», обобщим пройденный материал, который знакомил вас с искусством Киевской Руси. Я предлагаю вам творческое задание для закрепления материала: составьте кроссворд из выученных понятий (икона, храм, фреска, литургия, кугиклы, гудок, канон).

  • Учитесь слушать духовную музыку, полюбите её и вы станете на много добрее, отзывчивее. Ведь в ней самое сокровенное - душа наших предков, их мудрость и любовь.

Наш урок окончен, спасибо всем за работу.