asyan.org
добавить свой файл
1







Задачи проекта:

  • повышение мотивации к самообучению;

  • формирование новых компетенций;

  • формирование навыков свободного владения источниками информации;

  • реализация творческого потенциала учащихся и учителя на основе новых информационных технологий.

















Буклеты

  • могут быть использованы учителем на

  • уроках объяснения нового материала:

  • “Символизм», «Акмеизм» и др.; ученикам

  • лучше предлагать данный вид работы на

  • обобщающих уроках











Виртуальная экскурсия развивает у учащихся

  • навыки работы с различными источниками информации,

  • умение анализировать и передавать информацию,

  • умение интерпретировать информацию.



Отличительные особенности урока – экскурсии:

  • знакомство с частью экспозиции музея,

  • знакомство с творчеством писателя,

  • развитие творческого воображения.



Подготовка виртуальной экскурсии осуществляется по следующему плану:

  • Определение цели экскурсии.

  • Выбор объекта изучения.

  • Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте

  • Формулировка проблемы и определение задач.

  • Определение последовательности ознакомления с сайтами и создания путеводителя для учащихся по сайтам(это может быть список URL-адресов).

  • Выбор формы отсчёта или наглядного оформления результатов работы.



  • Урок-виртуальная экскурсия в

  • Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»



Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»



… И если как-нибудь на миг удастся мне

  • … И если как-нибудь на миг удастся мне

  • Забыться, - памятью к недавней старине

  • Лечу я вольной, вольной птицей;

  • И вижу я себя ребенком, и кругом

  • Родные все места…

  • «Как часто пёстрою толпою окружен…»



В центре усадьбы



Тенистые аллеи парка



На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты беседку тайную …



Родные все места…

  • Беседка стоит на одной стороне пруда, а на другой — начинается Круглый сад. Чтобы попасть в него, нужно пройти по мостику.



Родовое поместье

  • Тарханы, по-старинному Никольское или Яковлевское,— большое поместье в Пензенской губернии, купленное в 1794 году бабушкой поэта Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова.



Барский дом



Старинная зала



Гостиная



Комната Михаила Лермонтова



Кабинет Михаила Лермонтова



…я родину люблю

  • …я родину люблю

  • И больше многих: средь ее полей

  • Есть место, где горесть начал знать;

  • Есть место, где я буду отдыхать…                  



Web-квест проект с использованием Интернет-ресурсов

  • Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March







Виды заданий для web-квестов

    • Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
    • Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
    • Самопознание – любые аспекты исследования личности.
    • Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
    • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
    • Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
    • Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
    • Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
    • Оценка – обоснование определенной точки зрения.
    • Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
    • Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
    • Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.


Структура веб-квеста

      • Введение - краткое описание темы веб-квеста.
      • Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата
      • Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания
      • Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста,
      • Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест
      • Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.
      • Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.


Этапы работы над квестом

  • Начальный этап (командный)

  • Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.



Заключительный этап

    • Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
    • По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
    • Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.


Методическая оценка веб-квестов

    • Введение - мотивирующая и познавательная ценность.
    • Задание - проблемность, четкость формулировки, познавательная ценность.
    • Порядок работы и необходимые ресурсы - точное описание последовательности действий; релевантность, разнообразие и оригинальность ресурсов; разнообразие заданий, их ориентация на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличие методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли.
    • Оценка - адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы.
    • Заключение - взаимосвязь с введением, точное описание навыков, которые приобретут учащиеся, выполнив данный веб-квест.
    • Образец web-квеста по творчеству Пауло Коэльо, созданного Шелеметьевой Л.И.
    • http://sites.google.com/site/webquestkoelo/


Проектная деятельность -



Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта:

  • наличие литературы по теме,

  • электронных носителей текстовой и иллюстративной информации,

  • доступа к Интернету,

  • списка адресов сайтов по теме.



Этапы проектной деятельности

  • Постановка проблемы.

  • Пути её разрешения.

  • Планирование деятельности.

  • Сбор информации.

  • Структурирование информации.

  • Выбор формы и изготовление презентации.

  • Презентация.

  • Самооценка и самоанализ.



1.

  • 1.

  • Твоя проблема должна быть оформлена в виде краткого описания. Оно должно чётко формулировать то, что ты собираешься делать

  • 2.

  • Найди как можно больше информации по своей проблеме.

  • Подумай о:

  • времени – как долго ты будешь решать эту проблему?

  • материалах - какие материалы имеются в твоём распоряжении?

  • внешнем виде – как это будет выглядеть?

  • Помни, что простые идеи – часто лучшие идеи.

  • 3.

  • Ты должен составить план, записать порядок своей работы. Тщательно подумай, сколько времени необходимо тебе и какое оборудование понадобится.

  • 4.

  • Решил ли ты проблему? Подумай об этом и спроси других. Очень небольшое количество дизайнерских решений безупречно, всегда есть путь для улучшения.



Пример обращения к методу проекта на уроке при изучении новой темы





(Анна Ахматова) Русская поэзия начала XX века

  • Урок-проект в 11 классе

  • Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.

  • Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Рубежанского лицея Шелеметьева Л.И.

  • Участники проекта: учащиеся 11- а класса физико- математического профиля

  • Форма представления: презентация проекта в рамках урока



  • Дидактические цели проекта:

  • Помочь обучающимся глубже проникнуть в атмосферу эпохи, разобраться в художественных направлениях русской культуры начала XX века.

  • Совершенствовать исследовательские навыки учащихся.

  • Развивать информационную культуру учащихся.

  • Формировать умение работать в команде над решением единой проблемы, планировать и реализовывать проектную деятельность.

  • Методические цели проекта:

  • Формировать навыки самостоятельной учебной деятельности и самореализации личности.

  • Научить методам и приемам анализа исторических реалий, фактов, идей и их художественного воплощения.

  • Вырабатывать умение отбора необходимой для реализации проекта информации.

  • Развивать навык оформления результатов своих исследований с помощью ИКТ.



План проекта

  • 1. Общие сведения. Облик эпохи. Декадентство и модернизм.

  • 2. Поэтические индивидуальности. Поэты вне групп.

  • 3. Философия, искусство и литература символизма.

  • 4. Искусство акмеизма.

  • 5. «Пощечина общественному вкусу» футуристов.



Модернизм

  • (от франц. «moderne» — «современный»), в искусстве — совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн.



Искусство «декаданса»

  • ДЕКАДЕНТСТВО, или декаданс (от франц. «decadence»; от средневекового лат. «decadentia» — упадок), обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 — нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, двойственными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, С.Малларме, А. Рембо и др. Декаданс характеризует неприятие окружающего мира, крайний пессимизм, рафинированная, "аристократическая" утонченность, осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры. В декадентских по настроению произведениях часто превозносится угасание, разрыв с утвержденной моралью, стремление к смерти.



Шарль Бодлер (1821 – 1867 г.г.)

  • Французский поэт. Участник Революции 1848. Предшественник французского символизма. В сборнике «Цветы зла» (1857) анархическое бунтарство, тоска по гармонии сочетаются с признанием неодолимости зла, эстетизацией пороков большого города. Художественно-критические труды (т. н. отчеты о салонах, 1845 и 1846; сборник «Романтическое искусство», издание 1868).

  • назад



Поль Верлен (1844 – 1896 г.г.)

  • Французский поэт-символист. Ввел в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность (сборники «Галантные празднества», 1869; «Романсы без слов», 1874; «Мудрость», 1881). Книга литературно-критических статей «Проклятые поэты» (1884). Автобиографическая «Исповедь» (1895).

  • назад



Вне групп



Ходасевич Владислав Фелицианович (1886 – 1939 г.г.)

  • Русский поэт. С 1922 в эмиграции. В стихах (сборники «Путем зерна», 1920, «Тяжелая лира», 1922; цикл «Европейская ночь», 1927), сочетающих традицию русской классической поэзии с мироощущением человека 20 в., — трагический конфликт свободной человеческой души и враждебного ей мира, стремление преодолеть разорванность сознания в гармонии творчества. Биография Державина (1931), сборник статей «О Пушкине» (1937), книга воспоминаний «Некрополь» (1939).



Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941 г.г.)

  • Русская поэтесса. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники «Версты», 1921, «Ремесло», 1923, «После России», 1928; сатирическая поэма «Крысолов», 1925, «Поэма Конца», обе — 1926). Трагедии («Федра», 1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза («Мой Пушкин», 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.).



Максимилиан Александрович Волошин (1877 – 1932 г.г.)

  • Русский поэт, художественный критик. В поэзии — сыновнее чувство природы как космического целого, трагическое переживание исторических судеб России: сборники «Иверни» (1918), «Демоны глухонемые» (1919), книги стихов «Неопалимая Купина», цикл философических поэм «Путями Каина» (1921-23), поэма «Россия» (1924). Известен как акварелист.



Символизм

  • От фр. «symbolisme», от греч. «symbolon» – знак, опознавательная примета) – эстетическое направление, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 в.в.



Философская основа символизма

  • Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты.

  • Отношение к слову как к многосмысленному посланию, как к шифру некоей духовной тайнописи.

  • Глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности.

  • Знаковое наполнение обыденных слов.

  • Изысканная образность, музыкальность и легкость слога.



«Старшие символисты»



«Младосимволисты»



Андрей Белый (1880 – 1934 г.г.)

  • Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза, исследования.



Александр Александрович Блок (1880 – 1921 г.г.)

  • Русский поэт. Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришел к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918), публицистике.





Акмеизм

  • От греч. «akme» - высшая степень чего-либо; искусство, провозгласившее освобождение от символистских порывов к «идеальному», от многозначной текучести образов, усложненной метафоричности, исповедовавшее возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.



«Цех поэтов»



Николай Степанович Гумилев (1886-1921 г.г.)

  • Русский поэт. В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для стихов характерны апология «сильного человека» — воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора.



Анна Андреевна Ахматова 1889 – 1966 г.г.)

  • Русская поэтесса (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.



Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938 г.г.)

  • Русский поэт. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно.





Футуризм

  • От лат. «futurum» — будущее, авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии— языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).



^ «ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ»

  • ...Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. ..

  • ...Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. 1912, Декабрь Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников



Кубофутуризм

  • Направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившегося соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры, как у К. Малевича) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени).



Поэты-кубофутуристы



Давид Давидович Бурлюк (1882-1967 г.г.)

  • Русский поэт и художник. Один из основателей русского футуризма. С 1920 в эмиграции. Много печатался в футуристических журналах и альманахах. Первый сборник стихов — «Лысеющий хвост» (Курган, 1919). Следующие Следующие книги: «Стихи и биография» (Нью-Йорк, 1922)



Владимир Владимирович Маяковский (1893 - 1930 г.г.)

  • Русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910-1920-х годов.

  • В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир Маяковский», 1914; поэмы «Облако в штанах», 1915; «Флейта-позвоночник», 1916; «Человек» 1916-1917). После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса «Мистерия-буфф», 1918; поэмы «150000000», 1921; «Владимир Ильич Ленин», 1924, «Хорошо!», 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929).



Велимир Хлебников(1885-1922 г.г.)

  • Русский поэт, одна из ключевых фигур авангарда. Практически избавил свой язык от греколатинского корнеслова. Примыкая к кубофутуристам, называл себя Будетлянином. В духе Лобачевского создал учение о «воображаемой филологии», «самовитом слове» и словотворчестве. От преобразования фольклорно-мифологических традиций пришел к идеям единого «звездного языка» для всех землян, «государства времени», общественных «Предземшаров», противопоставляемых «государствам пространств», и к полемике с Лениным «вплотную и вровень». Уникальна судьба поэта-ученого-мыслителя, бессребреника и подвижника, «одинокого лицедея», не увидевшего в печати ни одного самостоятельно составленного сборника своих стихов.



«Король поэтов» - «эгофутурист» Игорь Северянин (1887-1941)





В презентации использованы следующие материалы:

  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (www.KM.ru)

  • БНП «Литература»

  • Материалы сайтов:

  • - www.persons-info.ru

  • - www.cultinfo.ru

  • - www. Kultura-portal.ru