asyan.org
добавить свой файл
1 2 ... 5 6
Парапсихология и психофизика. - 2000. - №1. - С.167-186.
Современные действующие исследовательские группы в Японии, изучающие аномальные явления1
Х.Кокубо
1. Введение

Современная история академических исследований в области изучения парапсихологических феноменов началась в Японии с Enryo Inoue [1858-1919], основателя университета Toyo University, и Tomokichi Fukurai [1869-1952], доцента Императорского Токийского Университета (в настоящее время переименован в Токийский Университет). В некоторых статьях [1-3] и хронологических таблицах [4-5] освещена история вопроса на английском языке, но лишь в немногих из них упоминаются современные научные исследования, выполненные после 70 годов. Только в 1989 году после сообщения Джеймса МакКленона (James McClenon) на английском языке об исследованиях в Японии [6], произошло существенное изменение интереса к ним, которое продолжается до сих пор. Знание истории развития исследований по парапсихологии важно для понимания современной ситуации в этой области в Японии и нужно, в первую очередь, для работающих в настоящее время исследователей и студентов. В 1998 году Эльмар Грубер (Elmar R. Gruber) [7] опубликовал популярную книгу по парапсихологии на немецком языке. В своей книге он отметил некоторые современные физиологические и биологические исследования, связанные с Цигун (qigong) и парапсихологией, однако не дал описания общей картины после 90 годов. В 1998 году Александр Парра (Alejandro Parra) [8] дал достаточно полное описание ситуации в Японии, но публикация была на испанском языке.

В настоящей статье автор впервые дает краткий обзор общего состояния современных исследований в области парапсихологии в Японии, делая основной упор на деятельность академических и научных исследовательских групп, без описания частных деталей исследовательской деятельности.

2. Краткий обзор общего состояния дел

Два важных события дали мощный импульс и оказали воздействие на исследования аномальных явлений в Японии. Первое событие можно определить как шок, вызванный Ури Геллером, который впервые посетил Японию в 1974 году. Второе - определяется впечатлением от современных исследований в области Цигун в Китае, которое началось с середины 80 годов. До 1974 года психологи и другие исследователи паранормальных явлений в Японии строили и развивали академическую деятельность по образцу западной парапсихологии. После Ури Геллера изучением аномальных явлений начали активно заниматься инженеры и специалисты в области других прикладных наук. Последствия второго события, которые продолжаются до сих пор, привели к тому, что специалисты из самых различных областей научной деятельности стали изучать Цигун, включая и парапсихологические феномены.

В настоящее время в Японии существуют три общества, издающие журналы, публикующие обзоры и статьи по парапсихологии: Japanese Society for Parapsychology (JSPP) (Японское парапсихологическое общество), Society for Mind-Body Science (SMBS) и International Society of Life Information Science (ISLIS). ISPP было основано еще до приезда Ури Геллера, а другие - после возникновения бума интереса к Цигун. Последние две организации стимулировали активность других групп, привнесли новый взгляд на проблему и расширили сферу деятельности и точки приложения японских исследований аномальных явлений.

2.1. До первого импульса (1946-1973)

После Второй мировой войны было организовано несколько групп по изучению аномальных феноменов. Первой заметной группой была Japan Psychic Science Association, Inc. (JPSA), основанная в 1946 году в Токио. Другая организация - Tohoku Psychic Science Association (TPSA) - была основана в 1946 году в Sendai. Последняя в 1960 году стала Fukurai Institute of Psychology, Inc.

Хотя основной интерес JPSA лежал в области спиритуализма, некоторые его члены поддерживали также и научные исследования. После выхода в 1947 году книги Дж. Райна (J.B.Rhine "The Reach of the Mind") ее краткая версия уже вскоре была представлена на японском языке в Японии. Заинтересованные исследователи начали изучение методологии парапсихологии. В период с 1950 до начала 1960 годов японские исследователи создавали свои собственные подходы к изучению аномальных феноменов в результате прямых или непрямых контактов с Райном [9]. В 1960 году Soji Otani присутствовал на Третьем съезде парапсихологической ассоциации (PA), и сделал сообщение о своих экспериментальных результатах по взаимосвязи между личностными особенностями субъекта и результативностью тестов на ЭСВ.

В 1963 году, после того, как J.G.Pratt (Пратт) посетил Японию, Otani, Akira Onda и Motoki Kanazawa организовали новую группу. Первый ее съезд состоялся в 1967 году в Токио. Эта группа, с помощью Toranosuke Oguma (1888-1978), Jiei Ogasawara (1909-1995) и других на втором съезде в 1968 году была преобразована в Японское парапсихологическое общество (Japanese Society for Parapsychology (JSPP). Именно поэтому порядковые номера ежегодных съездов JSPP начинаются с 1967 года. В следующем году материалы первого съезда были опубликованы в Трудах японского парапсихологического общества [11-16]. Для того, чтобы разбудить научную мысль других ученых, члены JSPP, начиная с 1962 года, почти ежегодно делали доклады о своих исследованиях на других академических обществах [3,17]. Например, Otani в 1962 году сделал сообщения о подтвержденных медиумических явлениях на 29 Съезде Японской ассоциации прикладной психологии (Japan Association of Applied Psychology (JAAP); Kazuomi Osada и Otani в период с 1967 по 1970 год сделали сообщения о связи между женскими физиологическими циклами и результативности тестов на ЭСВ на JAAP; в 1965 году Onda сделал сообщение о связи творческих способностей человека и ЭСВ на 29 Съезде Японской психологической ассоциации (Japan Psychological Association (JPA)). В 1971 году на симпозиуме 38 ежегодного съезда JAAP, состоявшегося в Осаке , было представлено большое сообщение "Опыт Дзен и парапсихология".

JSPP издавало Parapsychology News (1964-1979), в котором публиковались результаты исследований, сообщения и обзоры книг [18-50]. В начале, Parapsychology News издавалась несколько раз в год, но сохранять периодичность издания становилось все труднее, и в 1978 году он был изменен на Newsletter of JSPP. В 1995 году это издание превратилось в Electronic Newsletter of JSPP, которая до настоящего времени распространяется еженедельно с помощью электронной почты. Японский парапсихологический журнал (The Japanese Journal of Parapsychology (Journal of JSPP)) не появлялся до 1996 года. Поэтому многие члены JSPP делали сообщения о своих исследованиях на съездах, или представляли их за рубеж, или публиковали в университетских бюллетенях [51-61], как, например, обзоры: Гипноз в парапсихологии (Otani 1968); Изменение физиологических параметров в экспериментах по ЭСВ (Otani 1970); Память и ЭСВ (Hagio 1975) и т.д.

В этот период следует также выделить еще две другие группы: Motoyama и Miyauchi. Hiroshi Motoyama, философ, основатель частной лаборатории: института религиозной психологии (Institute of Religious Psychology). Он изучал медитацию, йогу и дзен в их связи с пси, исследуя физиологические параметры. В 1972 году Motoyama основал новую организацию, International Association for Religion and Parapsychology (IARP). Эта организация развивалась самостоятельно, в слабой связи с другими группами. В начале 70 годов Tsutomu Miyauchi (1910-1996) организовал The Association of Nengraphy in Japan (ANJ). ("Nengraphy" означает "мыслеграфия"). В 1972 году ANJ опубликовала книгу фотографий мыслеграмм [62]. В книге были опубликованы результаты 5 различных любительских групп, одна из которых продолжала эксперимент по мыслеграфии в течение более чем 10 лет. Следующая книга ANJ [63] состояла из 5 частей: 1) фотографическое сообщение о демонстрационных экспериментах по мыслеграфии по телевизионным программам; 2) результаты мыслеграфии с поляроидными камерами; 3) теоретические исследования: 4) обсуждение проблемы связи мыслеграфии и гипноза; 5) общая дискуссия. Каждая книга содержала более 300 картин мыслеграмм. Эти фотографии очень интересны, хотя они получены не в строгих научных экспериментах. Некоторые картинки похожи на недавние китайские результаты; так, например, фотография Senga и других была напечатана на обратной стороне обложки журнала Chinese Journal of Somatic Science, 6(2), 1996.

2.2. Первый импульс: Ури Геллер (1974)

Когда Ури Геллер посетил Японию в марте 1974 года, средства массовой информации быстро сообщили о его выступлении на телевидении. Изгибание металлических предметов вызвало бурное сомнение скептиков, и, наконец, первый импульс «растаял» в негативной компании, развернутой еженедельником Shuukan Asahi [64]. Многие дети заявляли, что они тоже могут гнуть металлические объекты, подобные чайной ложке. Хотя они часто использовали трюки во время демонстрации своих способностей, многие люди, родители, друзья и соседи все же видели, как иногда проявляются их сверхъестественные способности. В это же время в 1978 году была переведена на японский язык и опубликован книга Mind Reach (Puthoff and Targ, 1977). Явление отдаленного видения (Remote Viewing) также стало широко известно в Японии.

После первого импульса, вызванного Ури Геллером, многие исследователи начали изучать аномальные явления или организовывать свои собственные группы. Большинство из этих групп было, к сожалению, временными или непрофессиональными. В этот период особенно заинтересовались пси-феноменами практики. Например, в 1977 году в Токио состоялась конференция по психотронике, профинансированная телевидением. Другой пример - the Psi Sciences Institute of Japan (PSIJ) - общество, основанное в 1976 году в Токио и состоящее главным образом из инженеров и непрофессиональных исследователей.

Наиболее активная лаборатория была в University of Electro-Communications в Токио. Shigemi Sasaki (профессор, специалист в области металлов), и его коллеги экспериментировали с психокинезом и ЭСВ, изгибанием металлических [65-67] и неметаллических [68] предметов, мыслеграфией на видеокамере [69-71] и силиконовом диоде [72-75] и ясновидением [76-78]. Опыты были проведены с японскими детьми - феноменами, чьи способности были развиты в специальных тренингах с применением гипноза, направленных на развитие пси-способностей. Эксперименты показали, например, что в случае условий, неблагоприятных для психика - Masuaki Kiyota - аномальный свет, который появлялся внутри светоизолированного ящика, содержал некоторые компоненты света комнаты, в которой проходил опыт. В благоприятных условиях появляющийся аномальный свет не содержал таких компонент [73]. Однако, к сожалению, в начале 80 годов средства массовой информации подтвердили, что люди-феномены часто использовали трюки. Лаборатория была вынуждена остановить официальные исследования, до тех пор, пока в Японии не разразился бум интереса к исследованиям с Цигун (qigong) [80-82]. Наконец, в 1995 году Sasaki перешел из University of Electro-Communications в Tokai University.

Феномены Sasaki были изучены и другими группами. Например, Miyauchi экспериментировал по мыслеграфии с Kiyota. Кроме того, члены JSPP экспериментировали по Nengraphy и изгибанию предметов с Kiyota, например, Tosio Kasahara и др [83]; физиологические данные ЭЭГ и пр. во время эксперимента были сообщены Nobushige Kohri и др [84], детали процедуры экспериментов были описаны в книге Kasahara в 1995 году [85].

На 8 Симпозиуме по гипнозу, который состоялся в Hakate в 1976 году и был по существу встречей психологов, Otani [86] представил большое сообщение, связанное с проблемами парапсихологии. Труды симпозиума были изданы в виде книги, в которой были также опубликованы обзор по использованию гипноза в парапсихологии [87] и дискуссия с Toshihiko Kuroda [88]. Кроме того, в 1976 году на съезде Японского общества гипноза (Japanese Society of Hypnosis) Masahiro Kuroda доложил свои экспериментальные результаты, а Otani сделал сообщение о роли гипноза в исследованиях ЭСВ.

2.3. Ситуация в Китае

Необходимо обрисовать в общих чертах состояние исследований в Китае, перед тем как они дали импульс исследованиям в Японии. В настоящее время в Китае существует две основные тенденции в изучении аномальных явлений. Одна из них – исследования по соматической науке (somatic science), которая означает парапсихологические исследования, а другая – исследования по внешнему Ци (qi, wai-qi), как разновидности исследования по Цигун (qigong research). Оба направления выросли после Культурной Революции (1966-1976).

В 1978 году в Пекине (Beijing) Bingkui Lu, директор Департамента управления традиционной китайской медициной (Traditional Chinese Medicine (ТСМ)), провел демонстрацию способностей людей-феноменов членам китайского правительства. После этого китайское правительство стало наблюдать за исследованиями аномальных явлений. Движение соматической науки было ускорено возбуждающей интерес публикацией в газете Sichuan Ribao в марте 1979 года. Газета сообщала о способностях к ясновидению мальчика Yu Tang , который мог читать китайские буквы, используя свои уши (но не глаза): эти буквы были написаны на плотно скрученной бумаге. В 1980 году в Шанхае (Shanghai) состоялась первая конференция по парапсихологическим феноменам. Китайские исследователи развивали психические способности (аномальные функции живого тела) у многих детей при использовании специальных тренингов, способствующих развитию пси-способностей. Затем они изучали эти способности, например, в Fudan University [90] и Yunnan University. В Wuhan находится университет, где есть курс занятий для психиков [91,92]. Все студенты курса – экстрасенсы. Они обучаются управлять собственными способностями с помощью Цигун. В 1987 году Китайское общество соматической науки (the Chinese Society of Somatic Science (CSSS)), первым президентом которого был Zhenhuan Zhang (1915-1994), было признано как академическое общество и зарегистрировано Китайским правительством [93]. Японские исследователи познакомились с результатами китайских ученых благодаря Ziran Zazhi (Nature Journal). Японо-Китайские академические связи стали особенно частыми в конце 80 годов: например, Yasuo Yuasa, Shigemi Sasaki и другие приняли участие во Второй встрече по соматической науке в Китае, состоявшейся в Пекине в 1989 году. С 1989 года начал издаваться официальный журнал CSSS - Chinese Journal of Somatic Science (ISSN 1005-9466). Вследствие этого все большее и большое число научных исследований в Китае стало доступно научной общественности.

Вторую тенденцию - исследование внешнего Ци (qi) - следует рассмотреть, начиная с истории Цигуна (qigong). Концепция "qigong" была введена Guizhen Liu (1920-1983) в 1953, который был лидером qigong как разновидности ТСМ. Цигун (Qigong) был признан как метод сохранения и улучшения здоровья, и китайское правительство повсеместно создавало Цигун госпитали. В общем, считают, что рост ТСМ явился результатом соединения (сплава) практической необходимости и политической целесообразности, инициированного Председателем Мао Цзе Дуном (Zedong Mao) [95]. Многие в Китае практикуют Цигун и мастера Цигун часто используют свое мастерство для помощи пациентам вместо оказания современной медицинской помощи. Однако, это движение было приостановлено Культурной Революцией (1966-1976 годов). Возобновление исследований по Цигун произошло в 1978 году. В этом году было сообщено об экспериментальных измерениях инфракрасного излучения внешнего Ци от Housheng Lin (1939-1992). Более поздние исследователи, однако, склонны считать, что результаты содержали артефакты. Но в любом случае, это сообщение вызвало дальнейшие научные изыскания в области Цигун по всему Китаю. С 1978 года исследования внешнего Ци стали важной тенденцией исследований в области аномальных явлений. В дополнение следует отметить, что механизм действия Цигун был исследован иммунологами и другими специалистами как часть науки о здоровье или же комплементарной и альтернативной медицины.

2.4. Второй импульс: китайский исследования.

Подобно китайцам, многие японцы чувствуют историческую тягу к "ki" или "qi". Они и сегодня используют изумительный исторический опыт для сохранения и приумножения своего здоровья. Телевидение и журналы часто пишут о возникновении аномальных явлений при Цигун, как подтверждение его необъяснимой эффективности. Поэтому многие японцы верят в существование некоторых разновидностей паранормальных феноменов.

В Японии в конце 70 годов Цигун была представлена как методика сохранения и улучшения здоровья. Например, в 1978 году была опубликована популярная книга для самопомощи методом Цигун. Однако, считается, что цигуновый бум начался в Японии в середины 80 годов и он продолжается до сих пор. Было несколько примечательных событий вначале бума. 1) В 1984 году состоялся международный симпозиум в Tsukuba. 2) В 1988 году многим японцам стало известно о повторяемых аномальных явлениях из телевизионной программы "Наука Q", представленной NHK. В этой программе некоторые китайские мастера Цигун демонстрировали внешнее Ци. Были представлены результаты некоторых физических измерений, проведенных в Японии. В частности, показ измерений био-фотонной эмиссии из пальцев мастера создавало у зрителей убедительное впечатление существования Ци. 3) В ноябре 1988 года в Токио состоялся совместный Японо-китайский симпозиум по Цигун [96]. Многие изучили результаты экспериментов в Японии и Китае, и непосредственно видели демонстрацию внешнего Ци. 4) Был опубликован обзор по соматической науке в Китае [97]. 5) По телевидению были показаны тренинги, проводимые в Китае и направленные на раскрытие пси-способностей. Shuuji Honma, директор TBS, тренировал японских детей, а затем сделал серию телепрограмм по пси-ориентированным треннингам (1990-1993) [91,92].

Во время бума Цигун, когда многие китайские мастера посетили или переехали в Японию, японские экстрасенсы, люди-феномены и японские мастера традиционных боевых японских искусств стали также называть себя мастерами Цигун. Проведение исследований по изучению аномальных явлений стало значительно легче, чем до бума. Многие исследователи изучали пси-феномены как проявление Цигун в рамках науки о здоровье.

Развиваются академические связи между Японией и другими странами. В 1990 году Ramakrishna Rao (FRNM) принял участие во встрече JSPP. В 1991 году Shouliang Chen (Пекинский университет) и другие сделали большой доклад на открытии семинара SMBS. В апреле 1992 года исследователь Цигун Lida Feng (Китайский исследовательский иммунологический центр) и другие приняли участие в международной конференции по Цигун, которая состоялась в Киото. В августе 1992 года Роберт Моррис (Robert L. Morris) (Эдинбургский университет, Англия) сделал сообщение на 25 ежегодном съезде JSPP. В ноябре 1992 Jisheng Wang (Китайская Академия наук) сообщил о китайских исследованиях в области парапсихологии на встрече JSPP. В 1993 году директор CSSS Runlong Zhu и др. находились в Японии в течение 3 месяцев. В это время они общались с исследователями из Fujitsu Co., группой Sasaki и многими другими. (Автор сделал только краткий список посетивших Японии).

В 90 годах на японской академической сцене появились новые организации, в область интересов которых входил Цигун и парапсихология.

В 1991 в Токио было основано the Society of Mind-Body Science (SMBS). SMBS, которая является крупнейшей организацией такого рода в Японии, включает в себя многих профессиональных исследователей, изучающих человеческий потенциал, включая 'ki" или "qi", в различных аспектах: философии, искусства, культуры, науки о здоровье, парапсихологии, психологии и пр. SMBS основал свой официальный журнал Journal of Mind-Body Science, в котором все статьи печатаются на японском языке с английскими аннотациями. Этот журнал может рассматриваться как первый полноценный журнал по аномальным явлениям в современной Японии. SMBS было признано, как академическое общество и в 1997 году присоединено к Научному Совету Японии (Science Council of Japan).

В 1991 году были также основаны ESPER Laboratory (Sony Corporation), Life Science Institute (MOA Health Science Foundation) и Japan Sceptics. ESPER Laboratory имела в штате 4 сотрудников, работающих полный рабочий день. Хотя некоторые думают, что Sony планировало производство промышленных продуктов на основе прикладной парапсихологии, это не совсем верно. Лаборатория изучала аномальные явления с точки зрения чистой науки.

В 1995 году в Bio-Emission Laboratory (National Institute of Radiological Sciences (Национальный институт радиологических наук)) была начата исследовательская программа, поддержанная японским правительством (the Science and Technology Agency (STA), Japan (Агентство по науке и технологии Японии)). Программа включает изучение аномальных явлений, как часть проблемы изучения Цигун. International Society of Life Information Science (ISLIS) было основано учеными, инженерами и медиками, многие из которых входят в SMBS. Главный офис ISLIS располагается в Bio-Emission Laboratory.

C 1996 года ISLIS издает свой официальный журнал Journal of International Society of Life Information Science, в котором почти все статьи написаны на английском и японском языках. В 1996 году начал также издаваться Japanese Journal of Parapsychology. Таким образом, сегодня в Японии существует три полноценных журнала, издаваемых различными обществами, которые рассказывают о парапсихологических феноменах.

До недавнего времени экспериментальные результаты по Цигун докладывались на съездах и встречах по естественным наукам. Например, в 1989 году Masashi Usa и др. представили статью по био-фотонам, эмитированным из объектов в процессе Цигун, на симпозиум по биоинженерии the Society of Instrument and Control Engineering (SICE). В 1993 году на 54 осенней встрече японского общества прикладной физики (Japan Society of Applied Physics (JSAP)) Atsushi Fukuroda с соавторами [99] доложили, что озон может генерироваться около человеческой ладони. Другие сообщения охватывали результаты исследования Цигун с точки зрения проявления парапсихологических феноменов [100-121]: например, видимое излучение света при внешней Ци (Matsueda и др.); анализ электронных спектров аномальных химических сдвигов (Suda и др.); физиологические изменения при внешней Ци (Machi); слуховые вызванные потенциалы при аномальных познавательных способностях (Yamamoto с соавт.); отдаленное воздействие "Toh-ate" (Kokubo с соавт.). Кроме того, в 1995 году Mikio Yamamoto, руководитель Bio-Emissiоn Laboratory, издал статьи по Цигун в журнале Medical Imaging Technology [122-127]. В Японии, также как и в других странах, аллергия к аномальным явлениям оказывается слабее, если эти явления приукрашены Цигуном.

В 90 годах в Японии появились другие движения. Например, в 1996 году было организовано общество трансперсональной психологии, а в 1997 году была основана исследовательская группа членов парламента, которые изучали человеческий потенциал в науке. Если посмотреть на академические религиозные исследования, то можно увидеть, что аномальный опыт начал неприкрыто использоваться в практических целях. Японские парапсихологи опубликовали книги по аномальному опыту (anomalous experiences)[128], посмертному опыту (Near Death Experience (NDE)) [129], психическому целительству [130] и прочему. Существует несколько университетов, в которых есть курсы лекций по парапсихологии. Например, Masahiko Nakamura, доцент Ehime University, читал лекции по трансперсональной психологии и парапсихологии в университете. Он подчеркивал значение парапсихологии для образования [131]. Однако, в настоящее время его лекций нет, несмотря на то, что образование по парапсихологии является превентивной мерой против суеверных верований молодых людей в новых религиозных группах, подобных Аум Синрике (AUM Shinri-kyo).

3. Обзор деятельности современных исследовательских групп

В Японии существует много групп занимающихся изучением аномальных явлений. Некоторые из них - академические организации в обычном смысле, другие - маленькие клубы "псевдопарапсихологии" или частные школы по Цигун. Нет возможности описать деятельность всех групп, да в этом и нет необходимости. Приведем список авторов и хорошо известных организаций, связанных с парапсихологией и заслуживающих внимание, и кратко охарактеризуем их деятельность. Контактные адреса приведены в конце статьи. Статьи и сообщения этих групп посвящены чистой парапсихологии, исследованиям внешней qi или являются исследованиями общего характера по Цигун, медитации, Дзен и т.д. Однако автор не отделяет парапсихологические статьи от других, поскольку их обзор не является целью настоящей статьи. Оценка этих исследований будет сделана в следующих обзорах.

3.1. Профессиональные общества

Эти общества издают свои собственные официальные журналы. Одно из обществ чисто парапсихологическое, другие имеют более широкую сферу интересов.

Japanese Society for Parapsychology (JSPP) (Японское парапсихологическое общество)

JSPP было основано в 1968 году. Сферой интересов JSPP является чистая парапсихология. Первым президентом был Toranosuke Oguama (1888-1978), профессор Meiji University. Второй президент - Soji Otani, почетный профессор National Defense Academy, Japan (Национальной Академии обороны Японии). Ежегодные съезды обычно проходят в декабре. На съезде докладывается около 10 докладов, а также проводится симпозиум, круглый стол и дискуссия. Темы недавних симпозиумов: Духовное целительство (1977), Память и парапсихология (1966), Психология и патология в их связи с аномальными явлениями (1995), Культовые группы и аномальные явления (1995). В августе проходят летние семинары. Темами последних летних семинаров были: Гипноз и Мета-анализ (1997), Программа STARGATE (1996), Метод Бэтчелдера (Batchelder) (1995). Ежегодно проходит 10 ежемесячных научных встреч. JSPP издает Japanese Journal of Parapsychology (ISSN 1343-926X) дважды в год, и Electronic Newsletter of JSPP, рассылаемые по электронной почте еженедельно. Периодически JSPP издает справочную литературу, например, японский перевод Ганцфелдовских исследований Honortona был издан в 1997 [132]. JSPP имеет свою страницу в Интернете с 1998 года.

Некоторые результаты исследований членов общества до 80 годов были изданы в двух книгах [133,134], например, связь между базальной температурой тела и ЭСВ [135], соотношение физиологических показателей и ЭСВ [136].

Около 90 статей и сообщений появилось в период с 1985 по 1997 год [137-226]. Сообщения и статьи 90 годов могут быть подразделены по темам: на изучение отдельных случаев (например, Onodera 1997, Kokubo 1995), психо-социологические исследования (например, Imaizumi 1997, Kohri 1991, Becker 1991, Hagio 1990), экспериментальные исследования (например, Hagio 1997, Hirasawa 1995), теоретические исследования (например, Hirafuji, 1992, Kokubo 1990), философские исследования (например, Watanabe 1996, 1992), исторические исследования (например, Hagio 1996, Shimidzu 1997, 1996) и т.д.

Society for Mind-Body Science (SMBS)

SMBS было основано в 1991 году. Область интересов SMBS включает Цигун и парапсихологию. Первым президентом был Kakichi Kadowaki, почетный профессор Sophia University. Вторым президентом был Yasuo Yuasa, профессор Obirin University. Третьим президентом был Joji Fujinama, профессор международного университета здоровья и благополучия (Health and Welfare). В 1997 году SMBS было признано академическим обществом и присоединено к Научному Совету Японии (The Science Council of Japan). Ежегодные съезды обычно проходят в декабре. На съезде обычно делается 15-20 докладов, а также проходят симпозиум и демонстрационные показы. Темы последних симпозиумов: Что такое Ци (Qi) (1997), Мастерство и Ци (1996), Подходы к изучению сознания и Ци (1995). Один или два раза в год проходят популярные семинары. Темы последних семинаров: Гуманитарная наука медитации (1997), Будущее и настоящее состояние парапсихологии (1996), Жизнь, болезнь и попечение в современном обществе (1995). SMBS издает журнал the Journal of Mind-Body Science (ISSN 0918-2489) один раз в год и SMBS Newsletter дважды в год. Аннотации практически всех статей в журнале написаны на английском языке.

В журнале публикуются общие статьи, которые не всегда связаны с аномальными явлениями. Эти статьи могут быть классифицированы по следующим направлениям: философские исследования, исследования в области искусства, эффекты терапии, науки о здоровье и т.д. (например, Suzuki 1997, 1994), физические исследованиям по Цигун (например, Sasaki 1997, 1993, Machi 1994), аномальные способы получения информации (например, Sakakibara 1997, Sako 1996), макропсихокинез (например, Kido 1997), и т.д.

Некоторые исследователи в области изучения аномальных явлений полагают, что Ци (qi) является разновидностью "тонкой энергии"("subtle energy"). Они пытаются создать искусственное внешнее Ци ("external qi") с помощью приборов. Их исследования не рассматриваются, по крайней мере в настоящее время, как парапсихологические, хотя они могут создать новые направления в исследовании аномальных явлений. Специфических работ в этой области, а также общих исследований и исследовательских статей связанных с парапсихологией или внешней Ци около 30 [227-252].

International Society of Life Information Science (ISLIS)

ISLIS было основано в 1995 году. Область интересов ISLIS включает Цигун и парапсихологию. Первым президентом был Yoshio Machi, профессор Токийского Denki University. Вторым президентом был Kimiko Kawano, Японская медицинская школа (Nippon Medical School). Симпозиумы ISLIS проходят в марте и августе. Во время симпозиума докладывается около 15 исследований, а также проходит еще одна мини-конференция. Темами последних мини-симпозиумов были: Настоящее состояние и сферы деятельности альтернативной и комплементарной медицины (Complementary and Alternative Medicine) во всем мире (1998), "Японо-Китайские совместные исследования аномальных соматических функций", поддержанные STA, (Science and Technology Agency, Japan) (1998), Магия против науки в исследованиях Цигун и аномальных соматических феноменов (1977), Современное состояние исследований по Цигун и аномальным соматическим феноменам в Китае (1997). Дважды в год ISLIS издает журнал the Journal of International Society of Life Information Science (ISSN 1341-9226). Это журнал единственный в Японии, в котором почти все статьи написаны на английском языке. В редакционную коллегию журнала входят зарубежные члены. С 1995 года ISLIS имеет свою страницу в Интернете.

Статьи, публикуемые в журнале, могут быть разделены по направлениям: позитронная эмиссионная томография (Positron Emission Tomography) и исследования по Цигун (например, Itoh 1997, Tashiro 1996), ЭЭГ и физиологические исследования (например, Ueda 1997, Machi 1996, Kawano 1996), иммунология Цигун (например, Higuchi 1997, 1996), аномальные способы получения информации (например, Yamamoto 1997, Sako 1997, Hirasawa 1996), пси-феномены (например, Kido 1997), целительство (например, Kuramoto 1997), биологические исследования внешнего Ци (например, Kataoka 1997, Yamauchi 1996) и др.

Статей, имеющих отношение к парапсихологии и Цигун, более 40 [253-294].
3.2. Лаборатории и институты

Bio-Emission Laboratory

Руководитель лаборатории Mikio Yamamoto, председатель совета директоров ISLIS. Эта лаборатория пришла из Medical Imaging Laboratoty в 1996 году. Она входит в подразделение радиационных исследований Национального института радиологических наук (National Institute of Radiological Sciences (NIRS)) в Chiba. NIRS является институтом STA. Лаборатория состоит из биоэмиссионной группы, группы атомной микроскопии, группы автоматического распознавания онкозаболеваний легких и полупроводникой группы для целей ядерной медицины. Офис и помещение издательства ISLIS располагаются в этой лаборатории.

В сентябре 1995 года началась 5 летняя исследовательская программа "Изучение аналитических методов исследования функций человеческого тела при одновременном использовании различных способов регистрации (Varios Simultaneous Measurements (VSM)), финансируемая STA. Описание проекта было дано Yamamoto с соавторами в [293]. В сферу интересов проекта входит изучение Цигун, а также исследование аномальных явлений, как составной части изучения Цигун: например, телепатическая передача сигнала с помощью "Toh-ate", которая является одним из способ проявления мастерства в традиционных японских боевых искусствах [290, 291], или ЭЭГ - исследования соматической чувствительности при изучении внешнего Ци (qi)[292]. Кроме того, в 1996 году начался совместный Японо-Китайский исследовательский проект, финансируемый STA.

Результаты биоэмиссионной группы были опубликованы в журнале Journal of International Society of Life Information Science [255-258, 266, 272-273, 290-294] и представлены на JSPP [165-166, 189], SMBS, Японском обществе прикладной физики [105, 118-121], CSSS и симпозиумах в Китае.



следующая страница >>