asyan.org
добавить свой файл
1 2 ... 24 25
Анатолий Ильяхов
Олимпийские Игры

ТРИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДО 2014


СОДЕРЖАНИЕ

Прометей, аргонавты… и Сочи-2011 (вместо предисловия)
Гл. I. СЕМЬ ДОРОГ, КОТОРЫЕ ВЕДУТ В ОЛИМПИЮ

Пелопоннес – «остров Пелопса». Коринфия - страна тиранов. Семь дорог. Бог, лишающий девственности. Древняя Олимпия – миф или реальность. Фемида на Олимпе. Город у подножья Олимпа.
Гл. II. ГДЕ ЖИВЕТ ЗЕВС

Поверим Страбону. Люди, горы, магия. Олимп до Зевса. Хозяин Олимпа. Строптивая богиня. Боги - как люди. Пусть Зевс будет милостив.
Гл. III. ДИСК ЦАРЯ ИФИТА

Завещание Геракла. Игры радости. Олимпия встречает гостей. Олимпия праздничная. Пора перемен. Сотворение чуда. Явление Зевса.
Гл. IV. ИГРЫ ЭЛЛИНОВ У ПОДНОЖЬЯ ОЛИМПА

Рождение олимпиады. Мир вашему дому! Авантюристы в Олимпии. Торжество Олимпии. Крестный отец Олимпийских игр. О папирусах, стадионе, мудрецах и мухах.

Гл. V. ОТКУДА ПОШЛИ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Досуг: быть, мыслить, говорить и действовать. От элиты до народа. Полезная красота. Кого называли атлетом. О тренировках и диете. Вред и польза от вина.
Гл. VI. У ИСТОКОВ ОЛИМПИЗМА

Рождение бега. Пентатлон. Кулачный бой. Жизнь гипподрома. Имена в Вечности. Атлеты в творениях ваятелей. Олимпионик, ты - человек!
Гл. VII. ДЕВЯТЬ ЗАКОНОВ ДРЕВНЕЙ ОЛИМПИИ

1.Неэллинов не пускать. 2.Пройти отбор. 3.Не опаздывать. 4.Игры без женщин. 5.Состязаться обнажёнными. 6.Не убивать. 7.Не подкупать. 8.Протестуй, если прав. 9.Законов не нарушай.
Гл. VIII. НА СЛУЖБЕ У РИМА

Позор Олимпии. Греческие игры императора Нерона.
Гл. IX. ВОЗРОЖДЕНИЕ ОЛИМПИЗМА

Кто похоронил Олимпию. В угоду аскетизму. Пробуждение. Да возродятся Олимпийские игры!
Библиография

ПРОМЕТЕЙ, АРГОНАВТЫ и СОЧИ 2011

(вместо предисловия)
Сочи – город моего детства; отсюда полвека назад я отправился во взрослую жизнь, и с тех пор чуть ли не каждый год возвращаюсь сюда, чтобы памятью окунуться в прошлое. Он для меня, как священный Парнасский источник, в водах которого эллины обретали творческое вдохновение. Я неспешно брожу по солнечному городу среди величавых платанов, вечнозеленых кипарисов и пальм; вдыхаю завораживающий аромат цветущих акаций, мимоз и магнолий; заглядываю в старые тесные дворики, отгороженные от внешнего мира кустами барбариса, самшита и можжевельника. Огорчаюсь, когда по знакомому адресу не нахожу прежний дом или целый квартал, но радуюсь жизнеутверждающим новостройкам, ставшим здесь привычным дополнением к его патриархальному облику.

На административной территории Большого Сочи, как называют курорт с 1961 года, проживают более четырехсот тысяч человек. У каждого, вероятно, в городе есть свои любимые места, с которыми связаны определённые моменты в личной жизни, как и у меня. Я листаю страницы биографии своего любимого Сочи - припоминаю, сравниваю…
Железнодорожный вокзал - наглядный пример «советского неоклассицизма»: вместительный перрон, парадные лестницы с балюстрадой, горделивая белоснежная башня с обязательным циферблатом часов, стройная колоннада с арками, просторные залы ожидания с кассами, помещения для отдыха и технических служб, огромные витражные окна. Повсюду благородный лабрадорский известняк. А каким был модным большой и в то же время уютный ресторан «Железнодорожный» с незабываемым ассортиментом обжигающе пряных кавказских блюд! Новый вокзал появился в 1952 году, заменив старый, ещё дореволюционной постройки. Я помню, как многие пассажиры и местные жители втихомолку сокрушались о порушенных изумительной красоты мозаичных полах с морской тематикой, выложенных ещё «теми» рабочими из Турции. «Сам товарищ Сталин» дал указание строить в Сочи новый вокзал, поскольку любил отдыхать здесь и лечиться, используя лечебные факторы уникальных субтропиков. А передвигался вождь по стране только железной дорогой. Даже открытие вокзала приурочили ко дню его рождения, как подарок вождю, на год раньше намеченного срока.
Сочи как курорт существует с 1890 года. Быть курорту у моря и не иметь хотя бы приличной пассажирской пристани? Увы, так было! В царское время от Одессы до Батуми через Сочи проходили маршруты пароходов двух акционерных компаний – «Русского общества пароходства и торговли» и «Российского общества». Обычно пароход останавливался на рейде напротив устья реки Сочи, примерно, в километре от берега. К нему тут же поспешали гребные турецкие фелюги – довольно вместительные, но не всегда надежные лодки, управляемые местными турками. На пароход везли утомленных экзотическим отдыхом пассажиров с чемоданами и узлами, а на берег забирали новую партию курортников, жаждущих вкусить прелести этого не очень благоустроенного, но гостеприимного городка. Во время сильного шторма рисковать нее приходилось, и тогда пароходы, тревожными гудками поругивая плохую погоду, проходили мимо, оставляя с обеих сторон несбывшиеся надежды на скорый отдых.
Строительство современного грузопассажирского морского порта началось в 1934 году со свайной пристани. Получилось двести метров приличной пассажирской платформы. Следом приступили к возведению Северного мола их огромных монолитных блоков из бетона – это грандиозное сооружение оградило акваторию от устья реки Сочи с непредсказуемым горным характером. В дальнейшие планы вмешалась война. Сразу после войны, несмотря на финансовые трудности, Северный мол успешно завершили, а за ним второй - Южный. Поднялись корпуса судоремонтных мастерских, док. Мощный земснаряд углубил дно на входе в порт и у причальных пассажирских стенок, что дало возможность принимать крупнотоннажные корабли, которые с тех пор заходили в Сочи без опаски практически в любую погоду.

Роскошный морской вокзал, одетый в светлый мраморовидный известняк, принял первых пассажиров в 1955 году. Несмотря на внушительные объемы, его комплекс не казался громоздким; наоборот, из-за размашистых крыльев-галерей, пронизанных насыщенным соленым воздухом и южным солнцем, основное здание морского вокзала выглядело, прямо-таки, воздушным! Но грандиозный замысел его строительства заключался не столько в удобствах для пассажиров, а в том, чтобы «показать всему остальному миру эмоциональное ощущение богатства, многоликости и многосторонности социалистического государства», как говорилось в проектном задании. В этом смысле идея была благополучно реализована! Комплекс морского вокзала поражал воображение всех, кто его видел. Хотя советские пассажиры чувствовали себя в его шикарных залах не совсем привычно, словно при посещении древнего античного храма: помпезные колонны главного входа-портала, скульптуры древнегреческих богов, элементы декоративного украшения мифологического содержания. Над вокзалом возвышается башня со шпилем – обязательный атрибут морских вокзалов. Архитектурный комплекс венчает скульптура богини мореплавания «Навигация», торжественно восседающая в центре фонтана на площади. В этот тематический ряд не попадал лишь роскошный ресторан с прогулочными верандами, да огромные «венецианские» зеркала в залах ожидания, ослепительной красоты люстры, флорентийская майолика, роспись потолка.
Курортная набережная, примкнувшая к южному крылу морского вокзала, заканчивается за Летним театром у парка «Дендрарий». В первые десять-пятнадцать лет «новых экономических преобразований» в стране, городские власти слишком настойчиво раздавали коммерсантам разрешения на оккупацию этого любимого места отдыха гостей и сочинцев. В результате набережная быстро обезобразилась, до неузнаваемости. На запретной ранее для таких целей территории забурлила пестрая жизнь «базарной толкучки» – торговые навесы, пивные ларьки, «вино-водка на вынос», чадящие шашлычные, закусочные и даже пункты обмена валют. Когда спохватились, попытались исправить дело, но дальше «облагороженной торговли» да дорогостоящего питания в кафе и ресторанах дело не пошло. Пляж вдоль набережной – святую землю любого курорта мира – успели отдать на откуп Его Величеству Прибыли! В итоге гости Сочи, приобщаясь к шопингу и чревоугодию, забывали об оздоровительной талассотерапии (с греч. талассо – морской) – собственно то, за чем они сюда приезжали…

Сегодня сочинская набережная «У морвокзала» оказалась в стойком плену экономических обстоятельств «бурных девяностых». В нарушение её основного функционального назначения, ликвидирована широкая открытость и общедоступность для отдыха, возможность дышать прибрежным воздухом, насыщенным солеными морскими брызгами, впитывать восторги - свои и окружающих - созерцания горизонтов, с волнами, чайками, парусниками и белыми пароходами. Но уже есть решение расширить изуродованную бизнесом пляжную полосу на тридцать метров в сторону моря, отсыпав по всей длине гравийно-песчаной смесью. Заодно выстроить новую набережную, переходящую в прогулочную аллею до Летнего театра и цирка, и дальше до Мацесты.

Набережная проходила мимо бывшего Турецкого Оврага, где в царское время прозябали в лачугах бедные турецкие семьи. Турки издавна приезжали с родины на Черноморское побережье России пароходами, на заработки, находили тяжелую работу в каменоломнях и на строительстве дорог, рыбачили. А после революции они исчезли, оставив о себе память в названии этого места. В 1979 году здесь появился летний киноконцертный зал «Фестивальный», где с тех пор на радость отдыхающим в течение лета проходят «звездные» концерты. Огромная ажурная крыша укрывает зрителей от дождей, зал продувается свежими ветрами с моря. Во время шторма возмущенный гул волн спорит с динамиками на эстраде! Когда я смотрю на «Фестивальный» со стороны набережной, своим демократическим видом он напоминает мне древнегреческий театр…
Старинный маяк, устремивший в морскую даль свой загадочно мерцающий глаз, одиноко возвышается в начале набережной. Он - доброе приветствие гостям курорта! В 1837 году во время Кавказской войны напротив этого места с русских кораблей высадился большой десант, встреченный ожесточенным огнем местных горцев. В сражении погиб декабрист Бестужев-Марлинский, памятник которому установлен в Адлере. В устье реки Сочи, где закрепились русские, ко дню рождения императрицы Александры построили форт «Александрия». Со временем форт превратился в военное укрепление Даховский, переименованный в дальнейшем в гражданский посад Даховский. Так начинался будущий курорт Сочи, со временем ставший Большим Сочи, протянувшимся вдоль моря на сто пятьдесят километров - от поселка Магри в Лазаревском районе до Адлера на границе с Абхазией.
Санаторий «Кавказская Ривьера», построенный в 1909 году на средства московского купца А.В.Тарнопольского, считается первым на сочинском курорте лечебно-оздоровительным учреждением. Его возвели на высоком берегу реки Сочи неподалеку от устья. До этого отдыхающих из центра России принимали частные дачи и гостиницы, но только «на постой» - профессионального лечения не проводилось. Но Сочи, как курорт, ведет летоисчисление именно с этой даты. Увы, сочинцы не сохранили добрую историко-архитектурную память об этом замечательном санатории. В конце прошлого века санаторный корпус разрушили - «из коммерческих соображений»!

Название «Ривьера» сохранилось в соседнем городском парке «культуры и отдыха» сочинцев и отдыхающих многих поколений. Парку почти семьдесят лет, его основатель - предприниматель В.А.Хлудов, купивший в здешних местах у купца Н.Н. Мамонтова имение «Раздольное». Хлудов, человек активный, затеял создать в сочинском климате промышленные сады и виноградники, но обанкротился, зато оставил добрую память о себе: сегодня есть огромный парк с образцами деревьев и растений «со всего мира», редкостная ботаническая коллекция. После революции 1917 года добавилось немногое: Поляна Дружбы, Аллея Космонавтов с магнолией, посаженной Юрием Гагариным, Аллея Писателей. В последнее десятилетия общественный парк тоже чуть было не загубили, из сиюминутных же коммерческих соображений, но вовремя спохватились.
От парка «Ривьера» начинается знаменитый Курортный проспект. До недавнего времени, это была практически единственная автомагистраль, связывающая Сочи с другими городами России. Протяженность проспекта - десять километров, заканчивается он у Новой Мацесты, плавно переходя в Новороссийское шоссе, ведущее в конечный пункт – Адлер с аэропортом. Дальше пограничная река Псоу, за ней Абхазия и остальной Кавказ. Первые метры Курортного проспекта проложены по уникальному арочному мосту из железобетона, облицованного ослепительно белым камнем. Сочинцы всегда гордились «Ривьерским» мостом, называя его «самым красивым в стране».
Внизу - река Сочи. Рядом с набережной долгое время существовал городской стадион, где проходили футбольные матчи городских команд. Слава Метревели, известное имя в советском футболе, - сочинец; в моем детстве он играл в нашей дворовой команде, где я пытался стоять на воротах. Потом, на зависть всем ребятам, Славу взяли в сочинский «Спартак», откуда он уже попал в «большой» футбол. Помнится, во время городских матчей милиционеры перекрывали проход по северной стороне моста – «чтобы не смотрели бесплатно игру», - вызывая недовольство огромного числа безбилетников. С «Ривьерского» моста, как с хорошей смотровой площадки, открывается великолепный обзор. Близкое море в пенном прибое, белые теплоходы с пассажирами и баржи с песком, спешащие на выгрузку в грузовой порт - Сочи не имеет собственного песчаного карьера, а с пляжей песок и гальку выбирать запрещено! Видны портовые краны и терриконы стройматериалов. Отсюда хорошо просматривается устье реки, которое шумными всплесками вторгается в морские владения. В другой стороне выше деревьев проглядывают жилые дома, но малоэтажных строений из-за густой зелени не видно вовсе. Если повернуться спиной к морю, увидим верховья реки и дальние горы, припорошенные снегом в «суровые» сочинские зимы.
Парк «Дендрарий» со знаменитой каменной лестницей, откуда с верхней площадки открывается удивительный вид на верхушки самых высоких деревьев и синее-синее море. На аллеях и цветниках повсюду скульптурные изображения по-античному красивых девушек, резвящихся детей, птиц, львов. Роскошный парк - историческое наследие садово-паркового искусства XIX века, бывшее богатое имение рязанского дворянина С.Н.Худекова. Известна романтическая история похищения им своей возлюбленной со светского бала, наперекор родителям, и создания в её честь этого зеленого чуда с именем жены - «Надежда». Восхитительное ботаническое сокровище включает в себя около двух тысяч видов растений, вкупе с садово-архитектурным ансамблем! Парк «Дендрарий» - живая зеленая летопись Средиземноморья, Африки, Америки, место обязательного паломничества каждого гостя Сочи. Кто бывал здесь однажды, обязательно вернется сюда еще не раз!
В царское время довольно крутые склоны горы Ахун в Хостинском районе города-курорта Сочи для своих дач облюбовали высокопоставленные вельможи и богачи. В советские годы на макушке горы появилась смотровая башня, откуда посетителям открывается величественная панорама моря и дальних вершин Главного Кавказского хребта. По местной легенде, здесь находилось жилище языческого бога Окхына, которого охраняли огромные свирепые орлы. Напротив - отвесные скалы, к которым бог-кузнец Гефест, согласно древнегреческому мифу, приковал Прометея. Такова была воля Зевса, наказавшего строптивого титана за то, что он подарил человечеству огонь, дал людям полезные искусства и ремесла – зодчество, астрономию, письмо, счет, мореходство, прорицание, врачебные науки. Зевс требовал от Прометея, обладавшего даром предвидения, откровения, чтобы тот сообщил, что ждет его, хозяина Олимпа, если он женится на Фетиде, богине мудрости. Прометей не хотел огорчать Зевса печальным оракулом, отказывался, и за это принял большие страдания. Каждый день к скале прилетал один из орлов Окхына, клевал печень Прометея. Печень за ночь восстанавливалась, и титан вновь подвергался терзаниям. И так – столетия! Возможно, по этой причине древние жители окрестных гор назвали место, где когда-то был прикован Прометей, «Орлиными Скалами». Хотя, возможно, из-за того, что неприступные скалы вознеслись на триста пятьдесят метров, где только кавказские орлы могут летать!
Был ли на самом деле Прометей в окрестностях Сочи - «одному Зевсу известно», зато у многих народов Кавказа сохранились легенды о пребывании героя, деяниями похожего на Прометея. Упоминается смельчак, бросивший ради людей вызов самому богу, за что был прикован к скале; к нему прилетал орел и клевал отважное сердце. Одно из таких имен – Амиран. Сочинские гиды с удовольствием пересказывают гостям курорта легенду о «своём» Прометее, а чтобы окончательно развеять сомнения, ведут к памятнику на верхушке Орлиных Скал, изображающему мускулистого юношу, «разрывающему оковы».
У подножья горы Ахун и Орлиных Скал лежит глубокое ущелье, на дне которого течет скромная речушка Агура. Зимой она полноводная, устрашающе шумит на перекатах и падает по скальным ступеням, поспешает к морю, вниз и вниз. На пути образует водопады и прелестные озерца в каменных вымоинах, где жарким летом можно даже полежать, освежиться. Горская легенда рассказывает, что в здешнем ауле жила девушка по имени Агура. Прослышала она о Прометее, как жестоко мучит его орел, слуга злого Окхына. Выследила орла, пришла к Прометею, осмелилась принести еду и питьё. Навещала его каждый день, раны травами заживляла, песни пела в облегчение страданий. Люди потом говорили, полюбила она, а титану в её объятиях находил успокоение. О свиданиях узнал Окхын; разгневался, приказал сбросить девушку в глубокое ущелье. Люди говорили, что девушка не разбилась, а превратилась в речку, названную её именем - Агура. Если кто из гостей курорта Сочи захочет увидеть девушку Агуру, пусть приходит летом в яркий солнечный полдень к самому большому водопаду – Агурскому, высотой более семидесяти метров. В тысяче радужных брызг он заметит образ красивой девушки. Некоторым счастливцам повезло!
Рядом с Агурой, по другую сторону Орлиных скал и горы Ахун, расположилась Мацеста – бальнеологический комплекс курорта Сочи. Воздух вокруг Мацесты насыщен запахом «протухших яиц» - сероводородом, коим богата знаменитая лечебная вода. Мацестой, или «Огненной Водой», звали девушку, жившую в древние времена в Гнилой долине, прозванной так из-за плохого климата. Однажды заболели родители девушки, и один старец посоветовал ей добыть живительную воду из глубокой пещеры, которую стерегло кровожадное чудовище. Ради здоровья любимых родителей Мацеста отправилась в опасный путь, нашла пещеру и отважно вошла вовнутрь. Ценою своей жизни она добыла «огненную воду», и с тех пор Мацестинской водой пользуются все нуждающиеся, себе на здоровье...
В дальнейшей истории о целебной воде из Мацестинских источников есть один интригующий для нас эпизод. В древнегреческом эпосе о Ясоне, предводителе аргонавтов, Медея, дочь царя Ээта, помогавшая Ясону завладеть «золотым руном», вылечила его отца … «дурно пахнувшей горячей водой». Так это же «огненная» сероводородная Мацеста! В таком случае предполагаем, что Ясон на своем корабле «Арго» приставал к «нашему» сочинскому берегу! Вы скажете, он же искал «золотое руно»? А что такое «золотое руно»? Так называли баранью шкуру, которую использовали древние старатели при промывке золотоносного речного песка. Крупинки и прочие следы золота задерживались в бараньих завитках, а после длительной работы шкура с чистым золотом сияла на солнце! Чем не «золотое руно»?
Откуда в Сочи быть золоту? Многие удивятся моему сообщению, но до 1935 года на берегах нашей неприглядной с виду реки работали полторы сотни старателей-золотодобытчиков. Они промывали речную гальку и песок, находили золотые песчинки и даже небольшие самородки - до тридцати пяти грамм! Всё сдавали в казну. Потом добычу сочинского золота свернули из-за малой рентабельности. А в 1937 г. на строительной площадке Зимнего театра рабочий обнаружил в песке, привозимом с устья реки Сочи, небольшой самородок. Получился небольшой административный переполох, взяли пробы с тридцатикилометровой полосы городских пляжей в направлении Адлера, – и везде обнаружили следы золота! Так что, хотите – верьте, хотите – не верьте, но Ясон мог посетить наши благодатные места! А раз так, по такому знаменательному случаю неплохо бы поставить в устье реки Сочи какой-нибудь оригинальный памятник, для любознательных туристов, посвященный легендарному Ясону его товарищам-аргонавтам, впервые проложившим маршрут «Эллада – Россия, Сочи»

***

Сразу за Мацестой старая сравнительно прямолинейная автомагистраль переходит в горный серпантин, ведущий почти до самого Адлера. Скорость автотранспорта заметно снижается, осложняя своевременную доставку отдыхающих из аэропорта и обратно. Но в связи с подготовкой Сочи к Зимним Олимпийским играм в 2014 году уже появляются автомобильные тоннели и мосты, новые дороги, что резко повышает пропускную способность этого важнейшего транспортного участка курорта. По дороге из Мацесты в Адлер я упиваюсь прекраснейшими видами – слева – зеленые горы, справа – сине-зеленое море, и никак не определюсь, кому отдать предпочтение по красоте своей… Говорят же, лучше гор могут быть только горы!
… Однажды Горы затеяли спор с Морем, кто из них важнее и нужнее в этом мире. Горы сказали: «На моих вершинах зарождаются тысячи ручьев и рек, воды которых скатываются вниз и наполняют тебя, Море, лежащее у моего подножья. Выходит, я - главнее!». Море ответило: «Зря бахвалитесь вы, Горы! Хотя вы круты и высоки, и на ваших вершинах рождаются реки, воду для них посылаю я: солнце испаряет морскую воду, превращая в облака, они устремляются к горам, где проливаются дождями летом, а зимой - снегом. Я - главнее!». Теперь возразили Горы, и так бы они спорили вечно, да их услышал один мудрец, который сказал: «Зря вы ссоритесь! В природе всему есть своё предназначение, а Горы и Море созданы друг для друга, и только в союзе каждый из вас представляет неизмеримую ценность!». С тех пор горы и море живут в согласии, с пользой для окружающей природы и людей…
Эту мудрую притчу я вспомнил по дороге на Красную Поляну в Адлерском районе – поселок, прежде малоизвестный даже многим сочинцам. Теперь о нём не знает разве что ленивый или безразличный к жизни страны человек. Здесь в 2014 году пройдёт часть XXII Олимпийских и Параолимпийские игр в зимних видах спорта, связанных с наличием снега в горах. По этому поводу возводятся сложнейшие в инженерном смысле объекты с трибунами для зрителей, жилая «горная олимпийская деревня». А что такое Красная Поляна, нам следует разобраться…
В здешних горах начинает стремительный бег коварная Мзымта, крупнейшая из рек на Черноморском побережье Кавказа. В переводе с убыхского, языка исчезнувшего воинственного народа, Мзымта означает «Долина реки, рожденной в снегах». А Красная Поляна, или Кбааде, получила название от густых зарослей папоротников: его листья в конце лета окрашиваются в багрово-красный цвет. Посёлок окружают каштановые леса, из скал сочатся источники с водой лечебного фактора типа Ессентуки, Железноводск, Кисловодск. На склонах произрастают травы, дающие исключительно целебный мед.
В низовьях Мзымты разместилось уникальное форелевое хозяйство, созданное для исследования и воспроизводства ценной рыбы. Помимо разведения форели в промышленных объемах специалисты задались благородной целью восстановления почти исчезнувшего… лосося черноморской породы. А ведь, когда я был подростком, на моих глазах один удачливый рыбак выуживал из реки Сочи полуметрового лосося!

Река Мзымта, тысячелетиями ворочая по пути к морю тяжелые валуны, терпеливо сокрушала крепчайшие скалы. В результате образовалось глубокое ущелье. По его сторонам выросли небольшие селения; на Краснополянском шоссе - село Высокое, основанное после Кавказской войны XIX века ставропольскими переселенцами. Следом находится Ахштырь, именуемое в старину как «поселок женатых солдат-ветеранов», и село Казачий Брод, названное в честь конкретного исторического события: здесь отряд русских казаков перешли вброд Мзымту.
Окрестности Красной Поляны знамениты карстовыми пещерами, ставшие надежным приютом доисторическому человеку. Согласно выводам ученых, люди пришли сюда из Малой Азии через Колхиду почти четыреста тысяч лет назад. Успешно освоив долины рек Псоу и Мзымта, они постепенно расселились в прибрежной полосе современного курорта Сочи. Археологические исследования подтверждают пребывание древних людей в пещерах Ахштырская, Воронцовская, Навалишинская, Кепшинская, Хостинская. Об Ахштырской пещере стоит сказать особо:
…Известно, что древнегреческий поэт Гомер, поведав миру о странствиях Одиссея, описал пещеру циклопа Полифема; в ней циклоп содержал захваченных им Одиссея со спутниками вместе с овцами. Если сравнивать подробности этого легендарного эпизода и морской маршрут Одиссея, можно предположить, что он пролегал где-то неподалёку. Вы не верите? Зря! Ученые не отрицают существование в Кавказских горах древнего человекообразного существа огромного роста. В подтверждение подобных соображений, грузинские археологи недавно известили научный мир, что высоко в горах обнаружены «древние захоронения со скелетами очень больших размеров». Об этом же свидетельствуют регулярно появляющиеся сообщения о встречах пастухов, охотников и туристов с загадочным йети, «снежным человеком». А в районе Мзымты сохранилась легенда, что в местных горах действительно жили существа гигантского роста, и у каждого был всего … один глаз!
Окрестности долины Мзымты и Красной Поляны сохранили ещё одни свидетельства заселения древними людьми. Это дольмены - ровесники египетских пирамид, представляющие собой, скорее всего, древние гробницы «циклопической» кладки. Хотя, весьма возможно, их назначение – быть языческими святилищами. В копилку древней истории Краснополянских окрестностей следует добавить наличие руин более двадцати древних крепостей и храмов, обнаруженных в высокогорных лесах. Но самая активная жизнь происходила здесь, оказывается, в античные времена, когда через Кбааде, или Красную Поляну, пролегал оживленный торговый путь из Боспорского царства в Колхиду, оттуда на кораблях - в Средиземноморье, и обратно. Местные горские племена ахеев, зигов и гениохов познакомились с греческими мореплавателями и торговцами, навещавших прибрежную полосу моря; их называли «бронзовыми людьми», за вооружение - бронзовый шлем и меч, латы, круглый щит и бронзовые же наголенники. Геродот, Страбон, Ксенофонт и Аристотель, описывая нравы представителей причерноморских племен, отмечали, что «гениохи снискали дурную славу морских разбойников»…

***

Красная Поляна готовится принимать спортсменов и гостей только в «снежной» части Олимпийской программы Игр-2014. Остальные состязания пройдут у моря в Имеретинской долине, с которой Красная Поляна в скором времени свяжется суперсовременной автодорогой. Это ли не славный союз гор и моря, из мудрой притчи? Появится необычная линия «легкого скоростного метро», для которого в горах прорубаются тоннели. В долине возводится Олимпийский парк, где будут проводиться состязания на льду. Это Дворец спорта, ледовые арены, трибуны и Главная Олимпийская деревня, где будут жить спортивные делегации. Сюда же следует добавить реконструированный и новейший санаторно-гостиничный потенциал курорта, способный принять всех гостей Игр.
Сочинский курорт имеет самую протяженную в мире пляжную полосу в сто двадцать километров. Это единственный российский регион с явно выраженным субтропическим климатом, где солнечного сияния насчитывается около двух тысяч часов в году! Массовый купальный сезон начинается в мае, заканчивается в октябре, воздух прогревается до 38 градусов С* в тени, а вода в море – до 26 градусов. Зимой в горах – до минус 22 С*, снег - до полутора метров, а на высоте более трех тысяч над уровнем моря он не тает даже летом. А инженерное обустройство зимних Олимпийских игр совместно с уникальным горно-морским климатом позволит Сочи занять достойное место среди мировых курортов. К тому же, есть надежда, что после Олимпийских игр горные лыжи, катание на снегоходах и прочие зимние забавы для россиян станут привычным видом отдыха наравне с морскими купаниями.
***

Сочи трижды выдвигался на проведение зимних Олимпийских игр – в 1989, в 1993 и, наконец, 7 июля 2007 г. Какова причина такой настойчивости, и почему выбран Сочи? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посетить музей истории Сочи и государственный художественный музей, ознакомиться с научными и литературными источниками, материалами краеведения, обменяться соображениями со старожилами и специалистами в этой области. Ответ лежал на поверхности: Олимпийские игры придумали древние греки, а с древними греками в здешних местах знакомы! Вам нужны доказательства?
… В 1997 году по Сочи поползли слухи: в ущелье Мзымты «черные копатели» обнаружили античный клад. Как выяснилось позже, богатейшая находка действительно имела место недалеко от Казачьего Брода. Поскольку подобный вид деятельности не всегда в ладах с законом, вмешалось ФСБ. Быстро вычислили «счастливцев», которые, кстати, уже приступили к реализации найденных предметов на «археологическом рынке». Полукриминальная история с «Мзымтинским кладом» для науки завершилась успешно: двадцать шесть предметов, определенных учеными как ценнейшие изделия античного искусства V-IV вв. до н.э., не успели разойтись по частным коллекциям. Их спасли и передали в художественный музей Сочи для сохранения и реставрации! Оползень в горах, случайно раскрывший клад, дикое везенье археолога-любителя, высокий профессионализм работников ФСБ и руководства Сочинского художественного музея, - как закономерное стечение обстоятельств, - позволили нам увидеть уникальные образцы античного декоративно-прикладного искусства. Три серебряные чаши, фигурки зверей, два круглых декоративных украшения для щитов, золотые пластины с тонкой чеканкой – детали украшения одежды, мечи и наконечники копий и дротиков, медный шлем, элементы конской упряжи из железа, предметы быта из бронзы.

Ученые из Москвы и Санкт-Петербурга, изучавшие клад в Сочи, сопоставили его значимость с открытием Генрихом Шлиманом сокровищ Трои! Правда, «черные искатели» думали только о наживе: они разграбили захоронение и, варварски перекопав, оставили ученым мало надежды на восстановление исторической истины! И всё равно некоторые специалисты окрестили сенсационную находку «кладом аргонавтов». От легендарной версии не следует отказываться, ибо в основе почти каждого мифа лежат вполне реальные исторические факты. Греческий поэт Пиндар (VI-V вв. до н.э.), автор сказания о путешествии пятидесяти героев на корабле «Арго», использовал миф, дающий неопровержимые сведения о плавании реальных греков к берегам Кавказа. К примеру, первым препятствием на пути команды «Арго» оказались «сталкивающиеся между собой скалы», через которые с трудом проскочил корабль. Это, явно, бушующий пролив Босфор. Путь аргонавтов проходил вдоль восточного побережья Кавказа, они обозревали места и встречались с населяющими их людьми там, где находятся Сочи, Туапсе, Геленджик, Новороссийск, Анапа...
Эллины с VIII в. до н. э. через Боспор* (совр. Босфор, с греч. Боспор – «Коровий Брод) проникали в Понт Аксинский (Черное море), называя его «Морем Негостеприимным»; гораздо позже Черное море для греков стало «Понтом Эвксинским» («Гостеприимным») – видимо, на это были свои причины. Вслед за Ясоном и его «Арго» из Греции к черноморским берегам Кавказа отправлялись смельчаки, не менее отважные и любознательные, испытывали удачу рыбаки, скупщики металлов, торговцы и, конечно же, пираты – охотники за рабами, работорговцы. Активное освоение эллинами Черноморского побережья началось в эпоху Великой колонизации (VIII-VI вв. до н.э.). На это толкали крайняя нужда основного населения греческих городов-полисов, недостаточность плодородных земель, избыточность населения и нехватка продовольствия, а то и политические пертурбации. За короткий исторический период эллины заселили прибрежные земли Италии, Малой Азии, Африки, Египта. Они обнаружили и описали Боспор Киммерийский (Керченский пролив) и Меотиду (Азовское море). На Керченском полуострове началось строительство греческих колоний Пантикапей, Фанагория, и Танаис – в устье одноименной реки (Дон).
В VI в. до н.э. выходцы из Ионии, потеснив местные племена, выстроили города в Крыму, затем на Таманском полуострове и Черноморском побережье Кавказа – вплоть до нынешнего Геленджика (поселение Торик). На Азовском побережье появились города Кепы-Сады, Тирамба, Патрей. На месте будущей станицы Таманской переселенцы с Лесбоса основали Гермонассу, рядом - Ахиллий и Корокондама. Артефакты эллинского Боспорского царства периода II-I вв. до н.э. обнаружены в Темрюкском районе, под Новороссийском, в Джемете (Анапа) обнаружены археологические следы катойкий, военных поселений греков-боспорцев. Судя по тому, что Анапа стоит на месте греческой Горгиппии, она является одним из самых древних городов России. А если учесть информацию из последних археологических изысканий, утверждавших, что «в Горгиппии проводились состязания атлетов, наподобие Олимпийских игр», историческая ценность Анапы резко возрастает. Прибрежные торговые пункты греков - эмпории - обнаружены в районе Краснодара у станицы Елизаветинской, на берегу Кубани. Реку Кубань эллины знали как Гипанис (с греч. «гиппос» - лошадь). Считалось, что Гипанис вытекает из озера, у которого пасутся дикие белые кони – для греков, обожествленные существа: «на протяжении пяти дней вода в реке остается пресной, а потом заражается от горького источника земли и весь оставшийся путь до моря несет горько-соленую воду». Разгадка проста: при определенных обстоятельствах соленая морская вода может проникать довольно далеко в устье Кубани, что и смутило греческих открывателей.
Из древнегреческих поселений V в. до н.э. ближе всех к Сочи обнаружено поселение Топсида, просуществовавшее почти тысячу лет. Название Топсида, или Туапсида, созвучное с современным Туапсе, могло образоваться из двух древнегреческих основ: топос — «место» и синдрос — «железо» - т.е. «железное место». Возможно, отсюда в Грецию вывозилась железная руда, поскольку подобные словосочетания еще не раз встречаются в топонимике Туапсинского района. Увы, море за двадцать пять веков поглотило часть берега, и античные остатки Туапсиды удачно сохранились для подводной археологии. Крупная античная эмпория также находилась в Сочи в устье реки Мамайка, где останавливались для торговли мореходы из Греции, Боспора и Колхиды. На это молчаливо указывают многочисленные находки в могильниках – гипсовые и стеклянные алабастры, краснофигурные и чернолаковые сосуды, терракотовые статуэтки и т.д. В междуречье Кудепсты, Мзымты и Псоу до сих пор находят обломки амфор, сосудов для благовоний – амфорисков, кубков для вина.
Юго-Восточное Приморье привлекало античный мир, прежде всего, возможностями торговли или обмена «товар на товар». Эллины приобретали вяленую рыбу, шерсть, кожу, соль. Греция не имела достаточных площадей для выращивания зерновых, хлеба, а черноморские колонии дали такую возможность. Местные племена нашли выгодным продавать греческим колонистам и купцам излишки своей пшеницы. Взамен получали вино, оливковое масло, керамические и бронзовые изделия, оружие, предметы роскоши, дорогие ткани и украшения. Позднее в Причерноморье появилась работорговля, ставшая настоящим бедствием народов Северного Кавказа и Прикубанья. Однако нельзя утверждать, что греческая колонизация проходила агрессивно или односторонне. Наблюдалось ощутимое культурное влияние античной цивилизации на народы, пребывающие в «варварском» состоянии. Вливаясь в состав жителей античных городов-колоний путем инфильтрации, представители местного населения приобретали новые черты – оседлость, ремесленничество, грамотность. Они заимствовали у греков технические навыки, знакомились с их культурными достижениями и религиозными культами. Об этом свидетельствуют многочисленные находки на территории Черноморского побережья скульптурных изображений Деметры, богини земли и плодородия, прочих греческих богов. Одновременно происходил обратный процесс, когда греческие переселенцы заимствовали у аборигенов особую военную тактику, виды вооружения и типы национальной одежды, местные виды продовольствия и навыки в сельском хозяйстве и ремеслах.

Античные города Кавказского Причерноморья, подвергшись нашествию сарматов, а затем готов и гуннов, закончили своё существование в III-IV вв. н.э.

***

Правомерен вопрос, каким образом представители малочисленных, по современным меркам, греческих городов-полисов смогли за довольно короткий исторический период освоить обширные пространства чужих и к тому же враждебных к ним земель? Ответ есть – через атлетику, её состязательность древние греки - или лучше назовем их объединительным термином «эллины» – пришли к познанию и освоению Ойкумены, или мирового пространства, заселенного народами. Для примера, численность свободных граждан в Милете составляла не более двадцати тысяч, а милетяне сумели основать на Черном море более сотни колоний и поселений! Милет – город в Малой Азии, основанный греками-карийцами; предками карийцев были греческие переселенцы с Ионии, а сами ионийцы – выходцы с греческого полуострова Пелопоннеса, вытесненные ахейцами во время первой волны «переселения народов». Вот такая получается колонизация по-милетски!
По природным данным, эллины были воинственным и свободолюбивым народом. Реализацию своих огромных амбиций они видели в непрерывных войнах с соседями за более удобный клочок пашни, выгона для скота или стоянки для кораблей. Причем, соседи были, как правило, такими же эллинами, по крови! Но была еще одна возможность выхода кипучей энергии и страстей эллина – колонизация чужих земель. Весьма полезное и выгодное для гражданского общества дело, к тому же – героическое! Если греческий город-полис ограждался от врагов крепкими стенами, то за его пределами мир для эллина границ не имел. Весь этот мир мог принадлежать эллину – стоило лишь завоевать его! Пример Александра Македонского, начавшего свой знаменитый Восточный поход с сорокатысячным войском – тому доказательство! А ведь поначалу ему противостояла почти миллионная армия могущественного персидского царства!
Эллины знали цену естественным и точным наукам, любили учиться и терпеливо учили своих детей. Они гордились исключительным умом перед другими, «варварскими» народами, бросая вызов не только опасным обстоятельствам и сильному противнику, но даже богам и чудовищам. Как следует из мифов и легенд, обычно эллины побеждали. Опять обратимся примером к Милету, «великому колонизатору Причерноморья». Милет – родина великих философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, логографов* (с греч. «пишущие прозой», т.е. историки-летописцы) Кадма, Гекатея и Дионисия. Не в этом ли кроются причины неукротимой любознательности и страстной настойчивости греков в познании Ойкумены – территории, заселенной человечеством?

Были ещё другие причины, позволявшие эллину устоять перед натиском стихии или одолеть сильного врага - самообладание, умение сохранять хладнокровие в любых ситуациях, необузданная воля к победе. Эти качества постигались хорошей атлетической подготовкой, которой эллины занимались с детства. Состязательность, или агонистика, была их главным жизненным стимулом, отсюда произошло понятие «агон», означавшее «самоотверженный результат усилий на пределе жизненных сил». Физически сильные и грамотные, гармонично развитые свободные граждане становились полезными своему городу, родине, и своему народу. Они были уверены, что только здоровые граждане могли составлять сильное государство, поэтому в Древней Греции общество не оставляло без внимания заботу о физическом воспитании каждого своего представителя. Для этого в городах строились специальные площадки, на которых все дети, подростки и юноши обучались в обязательном порядке под наблюдением «государственных» профессиональных тренеров. Затем шли занятия физической культурой в специальных тренировочных залах – палестрах и гимнасиях. Там же проводилось систематическое обучение молодежи военным упражнениям с оружием, которое длилось до тридцатилетнего возраста. И даже после достижения этих лет в определенные периоды город призывал своих молодых и зрелых граждан на сборы в военно-полевые лагеря, устраиваемые за городскими стенами. Афинский реформатор Солон (640-560 гг. до н.э.) говорил о великой пользе физической культуры для подрастающего поколения, «поскольку в мирное время молодые люди, не зная, куда деть себя, не предаются распутству, а заботятся о тренировке тела и тем самым занимают себя»...
Состязания атлетов на Играх в Олимпии, Дельфах, Додоне и других священных общенациональных центрах Греции являлись составной частью физической культуры всей эллинской нации. Она представляла собрание действий, направленных на укрепление здоровья потенциального воина и гражданина, развитие физических способностей, ис­пользование их в соответствии с потреб­ностями общественной практики. Именно по этой причине с VIII века до н.э. до III века н.э. один раз в четыре года в Олимпии собирались представители независимых греческих городов-полисов. На эти праздничные дни, свободные от междоусобиц и войн, связанные священными обязательствами сохранять мир и согласие, здесь они выразительным языком агонов подтверждали свою принадлежность к единой нации, говорящей на одном языке, обладающей общей культурой и религией с общими богами, над которыми верховенствовал Зевс Олимпийский.
Но, увы, пришло время заката античного спорта. Как результат знаменитого похода Александра Великого, эллинизм внедрился в первозданный мир Востока, Азии, Индии и Египта. Отсюда в Македонию и Грецию хлынул, казалось, неиссякаемый поток золота и рабов, что способствовало небывалому росту не только могущества Эллады, но и, увы, развращающему влиянию на гражданское общество. Если раньше осуждалось или запрещалось чревоугодие и пьянство, изнеженность тела и слабость духа, склонность к получению сверхудовольствий, роскошь и вседозволенность, теперь их проявление не вызывало ни у кого даже недоумения. Разрушающие нацию факторы оказались сильнее древних традиций предков, в том числе, атлетизма, здорового соперничества и состязательности на «любительском уровне». Встречи профессиональных атлетов в Олимпии постепенно превращались в показательные выступления высокооплачиваемых знаменитостей, а их организаторы больше заботились о своих доходах, нежели о первозданных целях Олимпийских игр. Игры, в свою очередь, обрели коммерческую окраску, стали своеобразной доходной приманкой для любителей острых ощущений, богатых меценатов и политиков. Как следствие, перестав интересоваться собственным телесным здоровьем и духовным воспитанием, эллины быстро растеряли дух свободолюбия и патриотизма. Прошло совсем немного времени, и Греция оказалась под римским владычеством!
***

Уже известен маршрут «Олимпийского Огня»: стартуя в Афинах в октябре 2013 года, его пронесут в эстафете по ста восьмидесяти городам России четырнадцать тысяч факелоносцев. В Афины священный огонь доставят из Олимпии, древнего религиозного центра эллинов на историческом Пелопоннесе.

Традиция зажжения «Олимпийского Огня» зародилась три тысячи лет назад в городах Древней Эллады, где существовал культ Прометея, мифологического героя, пострадавшего за свой бесценный дар людям – «Божественной Огонь». В его честь ежегодно проводились большие религиозные торжества под названием «Прометейи», в которых кульминацией являлись состязания бегунов с горящими факелами. С тех пор выражение «Прометеев Огонь» означает стремление к борьбе со Злом. С этой целью зажигали его на алтарях Олимпии во время Панэллинских (всегреческих) состязаний, более известных как Олимпийские игры. По одной из легендарных версий, участник бега, опередивший соперников, удостаивался «божественной» почести - зажечь огонь на алтаре Зевса для главного жертвоприношения. Считалось, что в отблесках этого Огня всё происходящее в Олимпии во время состязаний и торжеств, включая и заключение соглашений о мире между делегациями различных городов и народов, проходило под присмотром Зевса Олимпийского, самого справедливого бога. Только такими причинами можно объяснить возобновление этой прекрасной тысячелетней традиции и доставки «Огня» из Олимпии к месту проведения очередных Всемирных Олимпийских игр!

Ты открываешь эту книгу, дорогой Читатель, и… оказываешься на три тысячелетия в Прошлом, в легендарном городе Древней Греции, где когда-то жили олимпийские боги и возжигался «Огонь Прометея», за обладание которого состязались сильные духом атлеты…


Глава I



следующая страница >>